Про самых маленьких
Про самых маленьких
На ближайший месяц в "Нашем гараже" прописался красный, как шуба Деда Мороза, пятидверный Peugeot 107. Конец января - не самое подходящее время для теста крохотного хэтчбека. Эта машина больше подходит для эксплуатации на родине, в солнечной Франции, а не на заваленных снегом и залитых реагентом дорогах.
В "Нашем гараже" прописалась красная, как шуба Деда Мороза, пятидверная микролитражка Peugeot 107.
Но мы все-таки решились на этот эксперимент для того, чтобы на личном опыте проверить, как живется зимой в российском мегаполисе настоящему европейскому "сity-car". А также потому, что в нашей редакции уже давно прижилось мнение, что любовь российских автомобилистов к большим машинам – предрассудок, от которого стоит избавиться. По крайней мере, жителям крупных городов.
Откуда он взялся понятно: в том, что качество дорожной сети в России гораздо хуже, чем в Западной Европе и Северной Америке, уверены все отечественные водители, включая даже тех, кто никогда за пределы родины не выезжал. Из-за этого, а также из-за сурового климата, который добрые полгода мучает автомобилистов регулярными гололедами и снегопадами, дождями и размытыми проселками, считается, что у нас надо ездить на автомобиле с полным приводом, большими колесам и высокой посадкой. То есть, как минимум, на кроссовере.
За первую неделю теста никаких особых проблем при эксплуатации "Пыжика" на зимних московских улицах не возникло.
А лучше - на серьезном внедорожнике. Правда, последние часто покупают не ради "раздатки", "понижайки" и прочих блокировок дифференциалов (в большинстве российских городов по улицам можно ездить без этой техники), а исключительно из-за представительского эффекта, так как большая машина в России до сих пор вызывает уважение у соседей по потоку.
Исходя из этой логики тестовому "Пыжику" в России, да еще и зимой, делать нечего. Во-первых, он очень маленький. В длину - всего 3435 миллиметров, в высоту - 1470 миллиметров. Не солидно. Поэтому, владельцу микролитражки нужно быть готовым к тому, что его будут постоянно подрезать, не пропускать или попросту не замечать.
Во-вторых, 107-й ездит на 14-дюймовых колесах. С таким диаметром ни на бордюр не залезть, ни "зажечь" на трамвайных путях. Да и просто в сугробе машину не бросишь - закопается.
Но после первой недели эксплуатации выяснилось, что никаких особых сложностей при эксплуатации Peugeot 107 на зимних московских улицах не возникает. Даже если сравнивать его с минивэн-кроссовером SEAT Altea Freetrack, который был у нас на тесте всю прошлую зиму. Наоборот, благодаря компактным размерам парковать "Пыжик" на заснеженных столичных улицах оказалось проще, чем на большом автомобиле. Все-таки кузов длиной 3,5 метра дает солидную фору даже гольф-классу, и для парковки начинаешь присматривать такие просветы, на которые раньше просто не обращал внимания.
Проблем с проходимостью также не возникло. Наш тестовый 107-й "обут" в хорошую зимнюю "липучку". Главное - не лезть туда, где заведомо не хватит 170 миллиметров клиренса. Кстати, хорошая "резина" – это не только проходимость, но и отличная управляемость на скользкой дороге. Конечно, переднеприводной "Пыжик" в поворотах скользит, как и его более крупные собратья, но зато на предельных скоростях снос "морды" и другие скольжения микролитражки легко предсказать, и, в случае необходимости, парировать газом и рулем.
К тому же микролитражка оказалась… морозоустойчивой. Загородные "минус 30" "Пыжик" пережил без проблем, с пол оборота завелся и потом минут за 20 пути полностью разморозился. А еще минут через 20 в машине стало жарко от включенной на полную катушку печки: небольшой салон 107-го на удивление быстро прогревается.
Единственная претензия к печке заключается в том, что в морозы ее мощности уже не хватает, чтобы обогреть всю поверхность боковых стекол. Из-за этого они быстро обмерзают по периметру, ухудшая обзорность. Но, возможно, я зря грешу на отопительную систему, и все дело в забитом салонном фильтре. Интересно, что по этому поводу пишут владельцы 107-ых на своих форумах - в ближайшие три недели мы обязательно изучим их отчеты о зимней эксплуатации французской микролитражки.
А еще, пока Peugeot 107 будет в "Нашем гараже", мы расскажем о том, откуда у "француза" под капотом взялся японский трехцилиндровый движок с технологией VVT-i и каково это ездить на машине с постоянно "троящим" мотором, а также о том, где выгоднее покупать и эксплуатировать такую машину – в России или Европе.
Микробратство
С точки зрения происхождения и технической начинки наш тестовый Peugeot 107 стопроцентным "французом" назвать нельзя. На самом деле эта микролитражка – плод совместной работы конструкторов, дизайнеров и маркетологов Toyota и PSA Peugeot Citroen. В начале 2000 года два автогиганта решили объединить свои усилия для создания нового автомобиля А-класса, и уже через несколько лет на свет одновременно появились три близнеца – 107-й, Citroen C1 и Toyta Aygo.Проект получил название B-Zero, и специально под него альянс построил новый завод Toyota Peugeot Citroen Automobile (TCPA) в чешском Колине, расположенном недалеко от Праги. По официальным данным инвестиции в этот проект составили около 650 миллионов евро, и уже в конце февраля 2005 года на TCPA началось коммерческое производство "эспешных" микролитражек.
Так тройняшки выглядят после рестайлинга 2009 года, который был осуществлен синхронно на всех трех моделях.
Правда, какой автомобиль сошел с конвейера первым, неизвестно. Видимо в этом проявляется полное равноправие, которое царит в японско-французской семье микролитражек: здесь нет любимчиков, и выпуск каждого из этих автомобилей занимает ровно треть производственных мощностей. Например, в 2009 году в Чехии было собрано 108 тысяч 8 штук Toyota Aygo, 108 тысяч 192 Peugeot 107 и 108 тысяч 89 Citroen C1.
Скорее всего, по этой же причине нет информации и о том, в каких долях в этот проект вложили свои технологии партнеры. Так проще – потенциальному покупателю вовсе не обязательно знать точный набор хромосом будущей покупки. Тем более, что в этом случае любители японской автотехники могут со спокойной совестью купить Aygo, а те кому хочется галльского обаяния - Peugeot 107 и С1.
Возможно, кому-то покажется, что это не очень честно. Мол, производитель играет на стереотипах покупателя, подсовывая ему японский автомобиль под французским шильдиком и наоборот. Что-то вроде выставленных на уровне глаз йогуртов с заканчивающимся сроком хранения в супермаркете. Но, на самом деле в этой подтасовке гораздо больше плюсов, чем минусов. По крайней мере, оказавшийся у нас на тесте 107-й благодаря вмешательству японских инженеров вряд ли стал хуже. А азиатских технологий в нем достаточно.
Во-первых, это "тойотовский" трехцилиндровый бензиновый мотор объемом 998 кубических сантиметров и мощностью 68 лошадиных сил. Благодаря ему тестовый "Пыжик" резво реагирует на педаль газа (с одной оговоркой: если двигатель раскручивать до 3000 – 4000 оборотов в минуту. Конечно, 107-й к автомобильному спорту никакого отношения не имеет – до "сотни" микролитражка разгоняется за 14 секунд. Но зато благодаря таким современным японским технологиям, как многоточечный впрыск и VTT-i, французская микролитражка расходует всего четыре – пять литров бензина на "сотню" в зависимости от режима вождения.
Сама "Тойота" тоже любит это двигатель и комплектует им не только "Айгоу", но и новый Yaris с iQ, а также такие модели Daihatsu, как Boon и Mira. К тому же этот мотор почти сразу заслужил признание экспертов: международное жюри уже три года подряд присуждает ему звание International Engine of the Year в категории "Двигатели, объемом до одного литра".
Во-вторых, обе коробки передач для тройняшек - и пятиступенчатая механическая и ее роботизированная версия – выпускаются тоже "Тойотой". А еще нашему тестовому "Пыжику" досталась передняя подвеска от "Яриса". Да и качество сборки 107-го тоже, скорее, японское, чем французские. Видимо, сотрудники Toyota не на шутку насаждают свой любимый "Кайзен" на чешском заводе. В общем, французской микролитражке только правого руля не хватает.
Но, несмотря на то, что с технической точки зрения тестовый "Пыжик" скорее "японец", чем "француз", в этой машине живет галльский львенок. И дело даже не в фирменной раззявленной решетке радиатора, по которой машины "Пежо" последнего десятилетия можно узнать в любой точке земного шара. Дизайнерам, которым наверняка платила французская сторона, удалось не только развести микролитражки, продаваемые под брендами Toyota и Peugeot, с помощью разной оптики и обвесов, но и сделать тройняшкам забавный бюджетный салон в европейском стиле.
Чего стоит один блок климат-контроля в виде белой пластиковой колбы с жюль-верновскими регуляторами режима обдува и температуры. Или круглый циферблат тахометра, который словно гриб растет на прикрученном к рулевой колонке спидометре. Впечатление портит только гигантский набалдашник на рычаге механической коробки передач, который достался 107-у то ли от "японцев", то ли от грузовичка Peugeot Boxer.
Просто, но со вкусом… и с фантазией. Вот девиз создателей интерьера для микролитражек-тройняшек. Стоит обратить внимание на тот факт, что у "Пыжика" фактически отсутствуют дверные панели. В результате, получилось ярко, дешево, да и места в салоне без лишнего пластика больше. Ведь в микролитражках дорог каждый кубический сантиметр.
Единственная ложка дегтя в этой семейной идиллии то, что до России доехал только "Пыжик" – Citroen C1 и Toyota Aygo на наш рынок не поставляются. А жаль. Например, "Цэ-первый" наверняка пользовался бы у российских автомобилистов-франкофилов не меньшей популярностью, чем 107-й.
Копейку бережет
В Западной Европе микролитражки Peugeot 107 расходятся, как горячие пирожки.
Что же мешает их популярности в России?
В Западной Европе, на которую приходятся основные продажи близнецов Peugeot 107, Citroen C1 и Toyota Aygo, хэтчбек тоже стоит немало: во Франции цены на 107-й начинаются от 9 тысяч 650 евро, в Германии - от 10 тысяч 300 евро. Однако за границей эти машины разлетаются, как горячие пирожки: несмотря на кризис 300-тысячный конвейер чешского завода в Колине весь позапрошлый и прошлый год работал на полную мощность. А вот в России микролитражки совместного японско-французского предприятия пользуются заметно меньшей популярностью.
В чем же дело? Неужели западноевропейские автомобилисты настолько сознательнее наших соотечественников, что для них проблемы глобального потепления важнее, чем престиж и универсальность автомобиля? Или они сознательно жертвуют габаритами и мощностью машины ради удобства при парковке?
На самом деле сознательность владельца и размеры микролитражки в этом случае играют не такую уж важную роль. В Европе большинство покупателей компактных "легковушек" руководствуются "шкурным" интересом, то есть возможностью сэкономить свои деньги. В этом легко убедится, если проанализировать основные затраты на содержание автомобиля в Старом свете на примере нашего тестового "Пыжика" и хэтчбека гольф-класса Peugeot 308, который пользуется у российских водителей гораздо большей популярностью, чем французская микролитражка.
В первую очередь, стоит подсчитать расходы на бензин. Еще Дмитрий Иванович Менделеев заметил, что жечь нефть все равно, что топить печь ассигнациями. Так вот, протестированный нами в прошлом году 308-й на фоне микролитражки выглядит транжирой – его 120-сильный мотор объемом 1,6 литра стабильно потреблял около девяти литров на "сотню". В то же время, трехцилиндровому движку 107-го "Пыжика" при спокойной езде по городу достаточно пяти литров на сто километров.
На самом деле сознательность владельца и размеры микролитражки в этом случае играют не такую уж важную роль. В Европе большинство покупателей компактных "легковушек" руководствуются "шкурным" интересом, то есть возможностью сэкономить свои деньги. В этом легко убедится, если проанализировать основные затраты на содержание автомобиля в Старом свете на примере нашего тестового "Пыжика" и хэтчбека гольф-класса Peugeot 308, который пользуется у российских водителей гораздо большей популярностью, чем французская микролитражка.В первую очередь, стоит подсчитать расходы на бензин. Еще Дмитрий Иванович Менделеев заметил, что жечь нефть все равно, что топить печь ассигнациями. Так вот, протестированный нами в прошлом году 308-й на фоне микролитражки выглядит транжирой – его 120-сильный мотор объемом 1,6 литра стабильно потреблял около девяти литров на "сотню". В то же время, трехцилиндровому движку 107-го "Пыжика" при спокойной езде по городу достаточно пяти литров на сто километров.
В результате в европейских странах, где литр 95 бензина стоит евро и больше, такая, почти двукратная, экономия на топливе в течение нескольких лет может спасти приличное количество ассигнаций. К примеру, если ездить не очень много, тысяч по десять в год, то сэкономить удастся 400 литров горючего, или около 500 евро. Причем арифметика проста – чем больше ездишь, тем больше "зарабатываешь": если в год накручивать на одометр в три раза больше - по 30 тысяч километров, то эта цифра возрастет до 1500 евро.
Вторая важная статья экономии - это транспортный налог, который в большинстве развитых странах рассчитывается с учетом экологических стандартов. Литровый двигатель нашего тестового "Пыжика" выбрасывает 106 граммов углекислого газа на километр. По современным меркам это хороший показатель: страны Евросоюза взяли на себя добровольное обязательство снизить средний уровень выбросов всех новых легковых автомобилей до 120 граммов CO2 на километр к 2012 году.
Наш тестовый "Пыжик" экономит ассигнации, как завещал великий Менделеев.
Поэтому все автомобили, которые уже сейчас удовлетворяют этому требованию, облагаются чисто символическим налогом. Так, в Германии за 107-й государству придется платить всего 20 евро в год, а в Великобритании – 35 фунтов стерлингов. Для сравнения, за 308-й с турбированным 140-сильным бензиновым двигателем объемом 1,6 литра, который выбрасывает 186 грамм СО2 на километр, английские фискальные органы потребуют 215 фунтов стерлингов, а в Германии – 164 евро.
Не надо забывать и о КАСКО, которое во многих европейских странах является обязательным. Чтобы прикинуть экономию при автостраховании, мы с помощью онлайн-калькулятора посчитали, сколько будет стоить страховка с покрытием ущерба и угона на 107-й и 308-й для некого гипотетического англичанина, который проживает на севере Лондона. Оказалось, что при прочих равных годовой полис на 107-й обойдется ему в 770 фунтов стерлингов, а на 308-й – в 890. Таким образом, при покупке микролитражки вместо гольф-класса он будет выгадывать по 120 фунтов стерлингов каждый год.
В общем, суть европейской микролитражной экономии ясна – сотня евро здесь, сотня там, и за несколько лет набегает пара тысяч, которые в хозяйстве никогда не помешают. Причем понятно, что глава многодетного семейства из-за этих денег не откажется от покупки универсала или минивэна, где свободно сможет разместиться вся его многочисленная семья вместе с колясками и велосипедами. Просто благодаря денежному стимулу к выбору машины более тщательно относятся те, кому вместительный салон, по большому счету, не нужен.
А вот в России особых экономических стимулов для покупки микролитражки нет. У нас гораздо меньше финансовое давление на владельцев больших и мощных автомобилей, и к тому же наше государство не предпринимает активных мер, чтобы предотвратить загрязнение атмосферы. К примеру, транспортный налог на зарегистрированный в Москве 107-й "Пыжик" не приходит, так его двигатель выдает меньше 70 лошадиных сил. Но зато и за автомобиль со 100-сильным движком придется заплатить всего две тысячи рублей в год.
Правда, на КАСКО у нас можно сэкономить не хуже, чем в Великобритании – годовой полис для 107-го при расчете с помощью онлайн-калькулятора "Ингосстраха" стоит 29 тысяч рублей, а для 308-го – 35 тысяч рублей. Но зато по сравнению с Европой у нас в два раза меньше цены на бензин, и поэтому самый главный экономический эффект - от скромных аппетитов "Пыжика" - у нас тоже в два раза меньше.
В результате, у нас в стране французская микролитражка превратилась из практичного ходового автомобиля в имиджевый продукт, который пользуется ограниченным спросом. И почему так получилось - вопрос риторический. Не надо забывать, что на отечественном авторынке по-прежнему лучше всего продаются морально устаревшие, но демпингующие даже на фоне 107-го "Пыжика" модели "АвтоВАЗа", которые и составляют большую часть российского автомобильного парка. Какая уж тут забота граждан об атмосфере. Хорошо, что 107-й вообще до нас доехал.
Приехали
Месячный тест-драйв пятидверного хэтчбека Peugeot 107 в "Нашем гараже" подошел к концу. Причем с точки зрения автомобиля это были не самые простые недели – все-таки "Пыжику" довелось пережить с нами экватор настоящей русской зимы: с крещенскими морозами, февральскими метелями, гололедом и сугробами.
Резвый и юркий "Пыжик" готов доказать любому, что маленьких обижать не стоит.
Но французская микролитражка не спасовала ни перед потоками ледяного воздуха, опускавшимися на Москву из тропосферы, ни перед обильными атмосферными осадками, которые периодически останавливали движение в городе. Каждое утро, какой бы холодной ни была ночь (а иногда столбик термометра опускался ниже минус 30, особенно во время загородных поездок) 107-й заводился с полоборота, скоро прогревал салон, и храбро месил "обутыми" в "липучку" колесами кучи грязного снега на притротуарных парковках. В общем, можно считать, что испытание зимой наш тестовый "Пыжик" выдержал на "пять".
По таким "демисезонным" дисциплинам, как "удобство эксплуатации в городе" и "экономичность", 107-й тоже сдал экзамен успешно. Правда, 998-кубовый двигатель неохотно разгоняет машину, особенно на малых оборотах. Но в итоге от машины осталось ощущение, что для спокойной городской езды автомобилю весом 875 килограммов 68 лошадиных сил вполне достаточно.
Возможно, субъективные ощущение от динамических характеристик микролитражки "улучшает" ее небольшой вес. Ведь благодаря ему при резких маневрах на "Пыжик" по сравнению со "старшеклассниками" действуют существенно меньшие нагрузки, поэтому, а также благодаря небольшим размерам, микролитражка воспринимается как резвый и юркий автомобиль, который чувствует себя в плотном городском потоке, как рыба в воде. Да и жесткая подвеска, которая обеспечивает минимальные крены в поворотах, тоже работает на это ощущение.
Правда, список претензий к французскому микрохэтчбеку тоже велик. Во-первых, у 107-го достаточно много типичных болезней маленьких автомобилей эконом-класса, вроде плохой шумоизоляции салона, слабеньких фар головного света и жесткой подвески, которая с иезуитской отзывчивостью передает информацию обо всех крупных ямах и ухабах непосредственно на позвоночник водителя и пассажиров.
Кроме того, разработчики "Пыжика" явно экономили на креслах: передние слишком мягкие и без регулировки по высоте, а сзади, к сожалению, не нашлось места для системы трансформации дивана, вроде той, которой оборудована малолитражка Citroen C2. Поэтому у 107-го спинка заднего сидения просто складывается в соотношении "фифти-фифти".
В добавок, у тестовой машины маленькие зеркала заднего вида - они овальной формы, которая ухудшает информативность зеркал. Понятно, что эти аккуратные "ушки" гармонируют с компактным кузовом Peugeot 107 гораздо лучше, чем развесистые "лопухи". Но с другой стороны, большие зеркала заднего вида – это безопасность, а на дороге безопасность важнее дизайна. Лично для меня хорошим доказательством этого тезиса служит тот факт, что за все четыре недели длительного теста, я так и не смог привыкнуть к тому, что мне нужно крутить головой, чтобы разглядеть, что же именно происходит сзади во время перестроений.
Наш тестовый 107-й справился даже с небольшим тестом на проходимость. Причем "Пыжик" доказал, что не только умеет своим ходом заезжать в сугробы, но и выезжает из них без посторонней помощи. Главное, чтобы он был обут в хорошую зимнюю резину.
Но хватит о грустном. Тем более, что даже несмотря на перечисленные выше просчеты, от французской микролитражки после длительного теста осталось позитивное впечатление. "Пыжик" с легкостью парирует любые претензии, которые хочется предъявить к нему во время эксплуатации.
Тесно в салоне? Зато стоит попробовать припарковаться в забитом машинами московском дворе, как небольшие габариты "Пыжика" превращаются из недостатка в преимущество. В моем случае мест для параллельной парковки возле дома нет вообще, и поэтому 3,5 метра от бампера до бампера имеют принципиальное значение - с такими габаритами задача по размещению машины на ночевку сильно упрощается.
Раздражает вибрация трехцилиндрового двигателя на холостом ходу? В этом случае достаточно попытаться вспомнить, когда ты в последний раз был на бензоколонке. Скорее всего, окажется, что неделю назад, а может быть и больше.
В общем, приехали, а вылезать из водительского кресла не хочется…